Booking.com

Писатель-нонконформист

Разместить рекламу на «Италия по-русски»
Изображение пользователя yulianna8500.

Есть писатели, личность которых далеко выходит за рамки литературы. Именно к ним принадлежит Леонардо Шаша, который был не только автором романов, получивших широкую популярность не только у себя на родине, но и за рубежом, в том числе в СССР, но и публицистом, политиком, драматургом, а в самом начале жизненного пути еще и школьным учителем. Однако прежде всего он был гражданином, который хорошо осознавал ответственность тех, кому дан дар слова, перед обществом.

 

Леонардо Шаша – автор многих книг, написанных в разных жанрах, но объединенных одной темой – историей его родной Сицилии. Широкий успех ему принесли романы, написанные в жанре философского детектива, посвященные мафии. Эти книги переведены на многие языки мира.

 

Популярность Шаши в Италии, и особенно на Сицилии, была огромной. Люди с нетерпением ожидали выхода каждой его новой книги, оживленно обсуждали выступления писателя в печати. Когда он прогуливался по улицам Палермо, многие подходили к нему, заводили разговор, делились своими впечатлениями после прочтения его романов.

 

 

Ни одна из его публикаций не проходила незамеченной, и часто они вызывали ожесточенную полемику, поскольку Шаша был нелицеприятным писателем и критиковал не только своих политических оппонентов, но и единомышленников, если ему казалось, что они совершают ошибки.

В этом, пожалуй, заключалась характерная черта писателя – никого не оставлять равнодушным и идти до конца в отстаивании собственных идеалов.

Леонардо Шаша родился в 1921 году в поселке Ракальмуто на Сицилии. В 1935 году семья переехала в городок Кальтаниссетта, где судьба свела юного Шашу с известным итальянским писателем Виталиано Бранкати, который был его школьным учителем. Впоследствии тот стал наставником Шаши, познакомив своего любознательного ученика со многими писателями, в том числе с французскими просветителями, которые оказали большое влияние на формирование его взглядов.

Дебютировал Шаша в литературе в 1950 году сборником стихов «Сказки о диктатуре», который был отмечен Пьером Паоло Пазолини. Однако именно в прозе Шаша нашел себя самого и добился признания, поскольку, будучи прирожденным полемистом, сумел затронуть многие наболевшие темы гражданского общества Италии, которых до него никто не касался.

Его романы и новеллы, по сути, являются своеобразным продолжением, в художественном ключе, его публицистической деятельности.

Воспитанный на идеалах просвещения, он беспощадно обличал фанатизм, пассивность людей и безнравственность власти на Сицилии, которую горячо любил, но в то же время совсем не идеализировал.

 

В его ранних рассказах сицилийская провинция в первые послевоенные годы предстает глубоко архаичной, отсталой по сравнению с материковой частью страны, населенной людьми, частично оставшимися преданными идеям фашизма, частично живущими мечтой об Америке как о богатой и процветающей стране, в которой можно в короткий срок «сделать фортуну».

 

А некоторые, напротив, мечтают о более справедливом социальном обществе, которое олицетворяет для них Советский Союз, но все это остается для героев Шаши только мечтой, прекрасным сном, который улетучивается среди забот и нужд повседневной жизни.

В 1961 году в печати вышел самый известный роман писателя – «День совы», написанный под впечатлением от убийства мафией коммуниста и профсоюзного активиста Аккурсио Миралья. Ранее писатель рецензировал книгу «Эта мафия» командира карабинеров Ренато Кандида, и именно он стал прототипом главного героя романа, капитана Беллоди, который ведет расследование убийства президента строительной компании в провинции Палермо. Капитан Беллоди приезжает на Сицилию с севера страны и смотрит на сицилийскую реальность глазами чужестранца, который не хочет смириться с царящем в маленьком городке законом омертà.

Проводя расследование, он постепенно выходит на след убийцы, а также узнает имя заказчика преступления. Им оказывается местный мафиози дон Мариано Арена, который, однако, пользуется благорасположением известных политиков. Не без помощи «сверху» у убийцы вдруг появляется железное алиби, дон Мариано оказывается недосягаемым для правосудия, а капитана Беллоди за его чрезмерную ретивость переводят на новое место работы.

 

Роман «День совы», в котором Леонардо Шаша открыто рассказал о коллаборационизме между мафией и государственными структурами, имел оглушительный успех.

 

Впоследствии он был экранизирован известным режиссером Дамиано Дамиани с участием таких звезд мировой величины, как Франко Неро и Клаудия Кардинале.

Именно этот фильм принес Шаше мировую известность, хотя сам писатель сторонился шумной славы и не всегда был доволен экранизацией своих произведений. Больше, чем светские вечеринки, его интересовала жизнь обыкновенных людей, для которых он подчас становился рупором, «озвучивая» на страницах своих произведений их страдания, тревоги, надежды и разочарования. Возможно, именно эта его черта – находить героев в реальной жизни и делать переживания простых людей понятными всем, равно как и его бесстрашие, способность говорить правду в глаза властям предержащим способствовали фантастическому успеху его литературных работ.

Всегда, о чем бы ни писал Шаша и какую бы историю ни рассказывал, даже если она происходила в Средневековье, он писал о настоящем и в центре его внимания оказывался человек.

Он начал писать о проникновении криминала в государственные структуры тогда, когда политики самого высокого уровня утверждали, что мафии в Италии не существует. В то же время писатель восстал против тех методов следствия, которые начали применяться в 80-х годах, как, например, предоставление значительных послаблений раскаявшимся мафиози в обмен на информацию, что Шаша, возможно с некоторой долей наивности, считал аморальным.

Он свято верил в правовое государство и защищал, в бытность свою членом Итальянского парламента, даже экстремистов из «Красных бригад», которые подверглись пыткам во время следствия. А еще раньше он восстал против «твердой линии» правительства, не желавшего вести переговоры с этими самыми экстремистами, похитившими и убившими в 1978 году премьер-министра страны Альдо Моро, считая, что ради спасения человеческой жизни надо было сделать все возможное.

 

Хотя Леонардо Шаша никогда не был в России, но в его произведениях не редкость встретить русские реалии. Он любил и хорошо знал русскую литературу. Его интересовало творчество Достоевского, и он каждый год перечитывал повесть Льва Толстого «Смерть Ивана Ильича».

 

Как и для русских классиков, для него была необычайно важна нравственная ответственность писателя перед обществом. Возможно, за это его так любили при жизни и помнят до сих пор.

http://www.stoletie.ru/kultura/pisatel-non...

Изображение пользователя nikitik.

Re: Писатель-нонконформист

Нужно начать снова читать.

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".
Наверх страницы

Отели в Италии